Продукт сквозь решетку

Меня всегда удивляло, когда дизайнер показывал прототипы в виде wireframes. Еще больше удивляло его недоумение, когда он получал от ворот поворот. Да, в мире интерактива есть разделение на UX и UI. Особенно упоротые представители дизайнерского сословия мало того, что проводят чёткую границу между этими мирами, так ещё и объявляют своего рода джихад людям по другую сторону придуманной ими же границы.

UX и UI, между тем, не просто две стороны одной медали (продукта) — это вещи, которые не могут существовать одна без другой.

Сразу надо заметить, что формировать прототип в виде wireframes вполне себе уместно, но тогда, когда и весь основной процесс разработки дизайна зациклен на вас же, то есть, когда прототип является средством быстрой проверки гипотез, но заказчик, при этом, видит конечный результат (или варианты конечного результата) процесса разработки дизайна. Прототип тут может служить обоснованием выбранных решений в предлагаемом варианте, если заказчик поинтересуется, как вы пришли к этому решению.

Проблема первая

Показывая слабо детализированный прототип, дизайнер предлагает заказчику додумать или дофантазировать всё остальное. Чаще всего, заказчик не обладает той степенью абстракции, какой обладает дизайнер, — ему сложно абстрагироваться от слабой детализации и попытаться мысленно натянуть на этот скелет что-то ещё.

Но даже если заказчик обладает богатой фантазией, то нет никаких гарантий, что фантазирует он ровно в тех же образах, что и дизайнер — даже восприятие одного цвета может отличаться.

Проблема вторая

Апологеты чистого UX, снобизм которых не позволяет абстрагироваться от собственного восприятия и права на Истину, зачастую очень далеки от всех принципов дизайна в контексте визуализации. Как следствие, их прототипы представляют собой визуальную кашу. И «проволочность» только увеличивает энтропию. Единственное, что по этим прототипам можно понять — структуру и логику. Часто даже для этого приходится как следует поднапрячься. При этом, любой сторонний человек будет пытаться мысленно на этот скелет (каков он есть) натянуть всё то, что у него ассоциируется с продуктом в целом. Объяснения в духе «ну наймёте потом дизайнеров, они вам нарисуют всё красиво, а я тут только пользовательское взаимодействие проектирую и логику описываю» формируют ощущение, что тебе хотят продать халтуру (что недалеко от истины).

Проблема третья

Опять же, повторюсь, видя слабо детализированный прототип в отрыве от графического дизайна, заказчика вынуждают додумать самому визуальную составляющую. Если же прототип — это каша, не соответствующая никаким принципам дизайна, но которую как фундамент для дальнейшего процесса разработки дизайна утверждает заказчик, то UI-дизайнеры часто попадают в ловушку необходимости соответствовать той композиции, которую «набросал» разработчик прототипа. И любые попытки подвести прототип под принципы дизайна (ввести сетку, расставить акценты, причесать отступы и так далее) могут восприниматься в штыки — результат может не соответствовать тому, что додумал себе заказчик на основе слабо детализированного кашеобразного прототипа.

Критикуя предлагай

Начните с самообразования. Принципы дизайна не являются Биномом Ньютона. Написана масса книг, в том числе и достаточно простых для погружения в эти принципы — например, «Универсальные принципы дизайна» или «Умный дизайн. Простые приёмы разработки пользовательских интерфейсов» — этого достаточно чтобы собрать аккуратный сбалансированный прототип, который не будет подставлять тех людей, которым придется им руководствоваться в своей работе. Ну и целый интернет с материалами на эту тему.

А ещё лучше, узнайте у заказчика, кто будет работать с прототипом для визуализации продукта и попросите вас свести. Получившийся в результате вашей работы «проволочный» прототип отошлите не заказчику, а тем людям, которые будут заниматься графическим дизайном продукта — пусть они на его основе соберут дизайн-макет, который уже вы все вместе презентуете заказчику.

Есть UX-дизайнеры, есть UI-дизайнеры. А есть отличные продуктовые дизайнеры, которые всё это совмещают. UX/UI не зря часто пишется именно так — вместе.

+1
Share
Pin
Like
Send