Удобство

В нашей среде есть такой термин — usability. Понимаем мы его как «удобство» чаще всего, хотя более адекватным был бы перевод «интуитивность» (в контексте скорости, с которой пользователь привыкает к продукту и с которой у него формируются новые привычки в его использовании). Особенно он популярен был в начале 2000 годов (у нас — существует он намного дольше). Тогда не то что дизайнер, но каждый заказчик или просто человек, желающий продемонстрировать что он «сам с усами», активно использовал этот термин в обсуждении к месту или не очень.

При этом, термин этот абсолютно бессмысленный для массового употребления и, благодаря этому, даже вредный — он не выражает ничего конкретного: не предлагает какие-то критерии для измерения, какие-то методы измерения и точные цифры.

Иногда очень хочется вторить тем, кто говорит, что юзабилити не существует. По факту, конечно, никакого юзабилити не существует, как не существует никаких общечеловеческих принципов и прочего «обще», что обозначается мутными терминами без какой-либо конкретики. Но термин, тем не менее, есть — поэтому просто так отмахиваться от него тоже не с руки.

Итак, давайте поговорим за удобство…

Начнем с того, что невозможно просто взять и сделать удобный продукт. Он будет удобным субъективно — относительно исключительно вашего представления об удобстве пользования вашим продуктом. И хорошо если вы дизайнер — то есть, это сфера вашей компетенции и вы имеете достаточный опыт, чтобы заложить тот базис, который в контексте этих пользовательских задач подтвержден обоснованными (для вас) решениями в смысле удобства пользования.

Удобство — это производная привычки. Привычка формируется в процессе обучения (регулярного выполнения определенных задач). Поэтому, например, графический редактор Photoshop будет казаться менее удобным для человека, который долгое время работал в редакторе Gimp и теперь пересел за Photoshop. То, что объективнее Photoshop более удобен, этот человек поймет с опытом, когда сформируются новые привычки.

И именно поэтому любой (абсолютно) редизайн приводит к негативу, что бы вы ни писали про «это всё сделано ради повышения удобства» в анонсах к нему — вы сломали старые привычки, а новые ещё не сформировались. Даже если в будущем ваши пользователи поймут, что новый вариант действительно удобнее, они воспримут изменения в штыки. Поэтому не нужно трепыхаться и принимать какие-то решения сразу после получения такого отклика — дайте и новому дизайну, и пользователям время. После этого принимайте решения: получилось или нет и куда двигаться дальше.

Удобство зависит от контекста. Удобство в профессиональном инструменте для решения одних задач — это одно; удобство в массовом продукте — это другое. Встречаются уникумы, которые с позиции пользователя плеера iPod лезут перепроектировать интерфейс управления самолетом.

Удобство нельзя измерить. Потому что это, повторюсь, всё очень субъективно: у многих этот термин напрямую связан с продукцией компании Apple, но существует масса людей, которые не считают эти продукты удобными — начни ублажать вторых, страдать станут первые. Можно определить эффективность тех или решений в вашем продукте для вашей аудитории (читать как «задач вашей аудитории в контексте ваших бизнес-задач»): для этого проводятся эксперименты, тесты, тестирования и опросы — всё это занимает довольно долгое время и сопровождает продукт на всём этапе его жизни, если владельца вообще заботит как живет его продукт и он хочет его развития.

Итак, какой смысл этого потока мысли…

Забудьте про usability — оставьте его для соответствующих лабораторий, специалисты которых понимают смысл этого термина и знают контекст, в котором его употребление уместно. Оставьте этот термин для их внутренних рабочих процессов — он не для массового употребления.

Не решайте что удобно, а что нет исходя из ваших представлений — вы продукт делаете не для себя. Особенно, если у вас нет соответствующей компетенции — вы не дизайнер. На этот вопрос могут ответить только эксперименты, тесты, опросы и другие исследования. Проводите их регулярно, анализируйте результат (вместе с отделом маркетинга — им тоже полезно) и по их результату вносите правки. Только тогда можно будет говорить об удобстве для определенной аудитории.

+1
Share
Pin
Like
Send