Мой Город

«Мой Город» — это мобильная городская среда для жителей городов с населением от 30000 человек.

Задача продукта — выстроить прямую коммуникацию между всеми жителями города: от простого человека, до бизнеса и чиновников. А помимо этого, обеспечить легкий способ в нахождении нужной информации, связанной с жизнью города; узнать что происходит в городе; найти (а также предложить) необходимые услуги или товары; или просто пообщаться с другими горожанами. Замена скучным городским порталам.

Анализ

Продукт как бизнес

Цель любого бизнеса, как известно, — прибыль. Проблема заключалась в том, что текущая бизнес модель (один город — один партнер, он же владелец приложения, который как-то продает рекламу и с этого дохода оплачивает определенную абонентскую плату проекту, притом, что существует ещё разовый платеж за вхождение в проект) содержит слишком много рисков.

Риски
Продукта Партнера

Способен ли партнер продавать рекламу?

Может ли он успешно привлекать пользователей?

Какой вообще оборот у партнера во взаимоотношениях с городом?

Как партнер будет влиять на восприятие продукта, учитывая, что он имеет возможность менять графику внутри приложения?

Удастся ли отбить инвестиции?

Не станет ли компания-разработчик конкурентом мне в дальнейшем в общении с городом, если она решит продавать рекламу напрямую?

Обладает ли продукт достаточным качеством?

Какие особенности продукта помогут удерживать пользователя?

Какие возможности для привлечения рекламодателей продукт предлагает?

Какой уровень поддержки со стороны компании-разработчика: рекомендации по продажам и маркетингу?

Всё это очень сильно связывает обе стороны по рукам и ногам: мешает одним развивать продукт, а у вторых культивирует неуверенность.

Например, после анализа CJM партнера выглядело следующим образом (PDF, частично). В самой важной части было грустно.

Не говоря уже о том, что модель «одно приложение — один город» разбивалась о политику Apple, согласно которой однотипные приложения разработчик должен объединить в одно.

Озвучивается вопрос бизнесу…

Нужно ли держаться за бизнес-модель, если там сплошные грабли, куда ни наступи?

Альтернативным вариантом предлагается модель с «агентами». Компания-разработчик остается владельцем приложения и все взаимоотношения с городом остаются за ней. А вместо единственного партнера в городе регистрируются рекламные агенты с нулевым порогом вхождения в проект — они зарабатывают процент с заключенных ими договоров, и в этом случае не теряются вложенные деньги, если не получается продавать. У продукта же нет рисков потери денег из-за бездействия партнера: удачи одного агента компенсируют неудачи другого. Плюс прозрачность финансовых оборотов при взаимоотношениях с конечными клиентами.

А так же предлагается переработать некоторые разделы и ввести новые, которые решают реальные проблемы пользователей и привносят больше интерактива в приложение.

  • Новые разделы: «Вакансии» — поиск сотрудников и работы; «Городская карта» — интерактивный обмен информацией с привязкой к геопозиции пользователя.
  • Раздел «Акции» из простого статического списка акций (актуальность которых нужно еще проверять регулярно) превратить в механизм маркетинга для компаний, которые могут проводить ограниченные по времени акции по привлечению клиентов, связанные с продажей купонов на товары и услуги прямо из приложения.
  • В «Доставку» внедрить оплату из приложения. Отсутствие возможности оплатить прямо сейчас — это шанс, что человек передумает совершать покупку.

Пользователи

В процессе исследования были проведены выборочные интервью у потенциальных пользователей продукта в тематических городских сообществах внутри социальных сетей, в ходе которых был составлен детальный портрет целевой аудитории. Учитывался возраст, пол, увлечения, а также используемые гаджеты и приложения. Респонденты рассказывали, чего им в них не хватает, освещали возникающие проблемы и описывали, каким образом они их решают с помощью мобильных технологий. Помимо этого, была проанализирована конкурентная среда: от гигантов рынка (2GIS) до любительских тематических приложений.

Подводные камни

В ходе исследования нашло подтверждение известное правило…

Пользователи не знают, что им нужно на самом деле! Часто пользовательские требования к продукту — это не то, что реально нужно, а первое, что пришло в голову при необходимости дать быстрый ответ.

Например, многие респонденты ставили на первое место желаемых возможностей такую вещь как информация о погоде. В то время как основной задачей одной группы респондентов был поиск работы; другой — поиск нужной информации; третьей — удобный поиск компаний и услуг.

Представители городского бизнеса и мэрия также выразили заинтересованность в сотрудничестве, при условии, что продукт будет обеспечивать удержание пользователей на достаточном уровне.

  • 30

    интервью среди простых жителей

  • 12

    интервью среди представителей бизнеса

  • 3

    опроса городских глав

  • 14

    приложения-конкурента проанализированы

Полученная информация была структурирована по приоритетности, на основе чего были сформулированы цели пользователей и клиентов, разработаны пользовательские сценарии и CJM; а также были составлены новые требования к продукту как к MVP, обладающему определенной ценностью для обозначенных групп пользователей.

Цели продукта как бизнеса
Цель Решение

Удержание пользователей в приложении.

Начальное и регулярные пользовательские исследования: задач и предпочтений.

Фокусирование на решение задач, требующих больших затрат времени: общение, поиск информации, работы и так далее.

Монетизация.

Продажа рекламных площадей внутри приложения: новости; выделение в справочнике; брендированные маркеры на карте.

Процент с чека оплаты услуг, связанных с доставкой товаров через приложение: еда и подарки.

Процент с чека оплаты стоимость скидочных купонов раздела «Акции».

Развитие.

Автоматизация «ручных» рутинных процессов в разработке.

Больший акцент на стратегическом планировании в работе с пользователями и клиентами.

Цели простого пользователя
Цель Решение

Общение.

Раздел «Лента» — городская лента публичных сообщений.

Маркеры-сообщения на городской карте.

Комментарии к различным сущностям.

Push-уведомления о реакции на посты и комментарии.

Поиск работы.

Раздел «Вакансии».

Push-уведомления о появлении новых вакансий.

Получение актуальной информации.

Раздел «Новости».

Раздел «Афиша».

Виджеты погоды и курса основных валют.

Push-уведомления с информацией о новых новостях, прогнозе погоды и курсе валют.

Поиск поставщиков товаров и услуг.

Раздел «Город» — карта города.

Разделы «Cправочник» и «Отзывы».

Раздел «Акции».

Быстрый заказ еды и подарков.

Раздел «Доставка».

Ответственная социализация.

Раздел «Лента» и набор тэгов, по которым заинтересованные лица (чиновники, например) могут отслеживать вопросы своей компетенции и качество оказываемых услуг.

Городская карта, где пользователи могут акцентировать внимание на проблемах города: состояние дорог, жилого фонда, различные события…

Цели бизнес-пользователя
Цель Решение

Поиск клиентов.

Раздел «Доставка».

Раздел «Справочник».

Раздел «Акции».

Покупка рекламных площадей: упоминание в новостях, выделение в справочнике, покупка брендированного маркера на карте города.

Получение обратной связи.

Раздел «Отзывы».

Прямая связь через карточку компании в разделе «Справочник».

Поиск сотрудников.

Раздел «Вакансии».

Цели мэрии города и бюджетных организаций
Цель Решение

Получение обратной связи от жителей города.

Раздел «Лента».

Раздел «Город» — карта города и маркеры-сообщения на ней.

Комментарии к различным сущностям.

Поиск сотрудников.

Раздел «Вакансии».

Визуальный стиль

Наверное, дизайн любого насыщенного возможностями приложения будет упираться в спецификацию той системы, под которую приложение разрабатывается. В нашем случае в отдельных моментах решили дать вольность для, с одной стороны, большей интуитивности и, с другой стороны, большей чистоты, учитывая что контента много.

Помимо этого, возникло желание вдохнуть в приложение элемент настроения, чтобы оно подстраивалось под окружающую действительность, — так возникла идея динамического (в разумных пределах, а не когда это происходит постоянно) фона, меняющегося под время суток.

Исходя из разработанной архитектуры, отвечающей бизнес-задачам, разрабатываем UI-kit элементов дизайн-системы проекта и визуализируем экраны приложения.

Далее разрабатываем микро-взаимодействие в рамках приложения и подбираем звуки для окончательного оживления продукта.

Затем адаптируем выработанный визуальный стиль под Material для пользователей Android.

Нарезаем ресурсы и формируем документацию для разработчиков.

+1
Share
Pin
Like
Send